Несмотря на вполне очевидную популярность и повсеместность блогинга, он продолжает вызывать ряд вопросов и дискуссий разного толка. Тем не менее едва ли не каждый так или иначе сталкивается с творчеством инфлюенсеров в социальных сетях. Редакция GREY CHIC Magazine встретилась с блогером Ритой Перской, чтобы поговорить о феномене мобильной съемки, захватившей интернет, вдохновении и буднях человека, который на протяжении шести лет начинает свой день с того, что берет в руки видеокамеру.
ABOUT
РИТА ПЕРСКАЯ
|
«Когда ты становишься блогером, начинаешь совмещать в себе сразу несколько ролей, являясь и режиссером, и моделью, и продюсером, и монтажером одновременно»
А.: Что сподвигло тебя к тому, чтобы начать вести собственный блог? Как он выглядел в начале твоего пути и каким образом видоизменялся со временем?
Р.: В 2013 году я начала вести Youtube-канал и, признаться, у меня не было какого-то плана или стратегии, продуманной заранее. Будучи подростком, просто выкладывала незатейливые видео о своих покупках и косметике, вдохновляясь другими блогерами, популярными тогда. Через пару лет поняла, что стоит обратить внимание на Instagram* — активно развивающуюся в те годы площадку. И к моменту, когда я начала вести аккаунт там, у меня было уже около двадцати тысяч подписчиков, знающих меня как видеоблогера с Youtube. Но активным пользователем я не была — делала публикацию раз в месяц, особо не увлекаясь процессом. Интерес к фотографии у меня появился только по окончании школы, тогда же я поняла, что смогу зарабатывать на своем хобби, превратив его в профессию.
В тот же период я познакомилась с девочками, которые, как и я, увлекались ведением блога. У нас произошла своего рода синергия — мы часто проводили время за обсуждением контента, постоянно помогали друг другу во время съемок, обменивались аудиторией. Процесс поглотил нас полностью, и мы были очень вдохновлены происходящим.
Вообще, тематика моего блога видоизменялась со временем. Вначале это был лайфстайл, после я увлеклась макияжем, предполагая, что стану визажистом. Потом бренды, заметив меня, начали отправлять на обзор вещи — я стала снимать видео о том, как сочетаю их между собой, и вскоре поняла, что мне интересна именно мода. Увлекшись этим направлением, я прошла пару обучающих курсов по стайлингу, сменив вектор развития блога в сторону фэшн. Полученные знания применяла на себе же, практиковалась, подбирая образы. Со временем бренды становились все крупнее, а «делание» контента переросло в полноценную оплачиваемую работу и блог, который вы видите сейчас.
А.: Аккаунтов с эстетичными фотографиями сейчас огромное множество, с виду конкуренция среди блогеров огромная. Как думаешь, что выделяет твой профиль относительно других инфлюенсеров? Твоя аудитория продолжает стремительно расти, даже несмотря на запреты и обилие контента, тематически схожего твоему.
Р.: Инфлюенсеров с подобным контентом сейчас действительно много, но как зритель я замечаю, что далеко не все из них цепляют. Бывает, смотря на фотографию, я даже приблизительно не могу представить, что за человек передо мной. Мне хочется видеть личность, стоящую за красивой картинкой, а не только стильный образ или правильно выстроенный кадр. Да, это эстетично, но такие «бездушные» аккаунты быстро надоедают.
Поэтому я думаю, что люди продолжают активно подписываться на меня, потому что я не просто выкладываю фотографии, но транслирую собственные интересы и мысли, которые близки моим подписчикам тоже. Мне удается совмещать узконаправленное увлечение модой — лейтмотив моего профиля — с рассказом о жизни и тех принципах, которым я следую. Вероятно, эта открытость и располагает людей. Приятно, что значительная часть моей аудитории следит за блогом не один год — когда я вижу, что с человеком, который прокомментировал мою сторис, у нас сохранена длинная переписка, то сразу становится приятно от мысли, что я продолжаю быть интересной ему уже долгое время. Так что ключевую роль играет не чувство вкуса, а индивидуальность, которая и импонирует людям.
А.: Получается, что при создании контента людям все же важна индивидуальность? Мне казалось, что на первый план выходит концепция фотографии, ее композиция и, вообще, все, что может зацепить пользователя именно визуально.
Р.: Я считаю, что важна. Конечно, есть определенная система ведения блога и действия, совершая которые на регулярной основе, можно так или иначе добиться результата. Тем не менее непонятно, насколько сильно пользователи будут вовлечены в такой «безликий» контент, если ты будешь выкладывать только красивые картинки. Да, люди могут подписаться на тебя из-за единичной фотографии или рилса, но уже через неделю они забудут, по какой причине это сделали и, вероятнее всего, отпишутся, потому что не будут иметь никакой эмоциональной привязки к твоему блогу.
А.: Почему в какой-то момент людям так полюбились мобильные живые фотографии? Они находятся на пике своей популярности уже не первый год, а ведь раньше люди, наоборот, стремились к максимальной ненатуральности за счет фильтров, фотошопа и других цифровых инструментов, меняющих внешность.
Р.: Тогда действительно был перебор подобного контента в социальных сетях, и, как мне кажется, люди пресытились им, поэтому в тренд вошли естественные и легкие кадры. Зрителю несложно воспринимать их, и смотря на картинку, он запросто ассоциирует себя с тем, кто на ней, ведь на фотографии — не тот, чье лицо скрыто сотней фильтров, а такой же живой, «натуральный» человек со своими вполне реальными эмоциями.
А.: Насколько легко выставлять свою жизнь напоказ, и не устаешь ли ты от этого? Осталась ли еще та грань между работой и личной жизнью, или она уже стерлась?
Р.: Блогинг — это образ жизни и неотъемлемая часть меня. Со временем процесс съемки вошел в привычку, уже не возникает сложностей, связанных с генерированием идей. Все происходит на автомате, само собой. Например, у меня случился переезд в Москву, на фоне чего у меня сразу возникли мысли о контенте, который могу выложить — обзор покупок и находок для дома, советы тем, кто решил приобрести недвижимость и многое другое. Сразу хочется оформить все, что происходит в моей жизни, в рилс или пост, рассказать об этом аудитории в интересном и удобном для нее формате, помочь, опираясь на собственный опыт.
И если вначале мне приходилось подстраивать события и встречи таким образом, чтобы они были интересны аудитории, то сейчас моя рутина цепляет людей сама по себе. Вообще, мне уже непонятно, как можно вести аккаунт только для друзей, не выкладывая фотографии месяцами. Я полностью перестроилась на понимание того, что мой блог — это я, отражение меня самой, при этом я не освещаю абсолютно все, что происходит в моей жизни, потому что есть какие-то личные моменты, о которых я не хочу или не вижу смысла рассказывать на широкую публику.
Но, бесспорно, с подписчиками я делюсь многим. И когда ко мне только-только начали подходить в жизни с просьбой сфотографироваться, то, признаться, я немного испугалась, поскольку поняла, что за моими ежедневными делами наблюдают реальные люди, и количество подписчиков в профиле — это не просто нарисованная цифра.
А.: Ты не думала, почему людям интересно наблюдать за твоей жизнью?
Р.: Я называю это феноменом «Дома–2», когда большая часть контента не несет в себе никакой смысловой нагрузки, но его все равно интересно смотреть. Мне кажется, многие люди настолько загружены в повседневной жизни, что заходя в социальные сети, они хотят разгрузить голову и отвлечься от насущных проблем. Все расслабляются по-своему — кто-то смотрит видео, а кто-то, например, пишет гневные комментарии.
А.: У тебя есть хейтеры?
Р.: Особо нет. Я ведь не делаю ничего провокационного, но, вероятно, иногда людей злит сам факт моей счастливой жизни. Когда человек вдруг пишет мне оскорбление, я сразу его блокирую, потому что не вижу смысла хранить негативные комментарии. К примеру, недавно был случай, когда девушка написала мне гневное сообщение, и я ответила ей (всегда отвечаю на случай, если человек вдруг вздумает отменить отправку, чтобы я помнила, в каком ключе у нас начался диалог). Прочитав сообщение, она стала оправдываться, говоря, что написала подобное нескольким инфлюенсерам, чтобы проверить, читают ли они директ. Иногда люди не задумываются о том, что я тоже живой человек.
А.: Делать контент каждый день наверняка может быть очень утомительно, к тому же понимание того, что люди ждут от тебя постоянной активности, порой угнетает. Бывают ли у тебя моменты выгорания?
Р.: У меня были этапы выгорания, но это было связано не с блогингом, а скорее с отдельными моментами моей жизни. Меня не напрягает постоянное ведение аккаунта, потому что, как я уже сказала, это вполне естественная, рутинная часть моих будней. Я не обязываю себя выкладывать контент регулярно, каждый день появляться в сторис или публиковать фотографии. Делаю это в комфортном для себя темпе, поэтому блог не вызывает у меня апатии. Я очень люблю свою работу и все, что связано с созданием контента. Когда ты становишься блогером, начинаешь совмещать в себе сразу несколько ролей, являясь и режиссером, и моделью, и продюсером, и монтажером одновременно. Такое многообразие различных амплуа не успевает наскучить — ты всегда занят разными делами, которые не надоедают.
А.: Что дал тебе твой блог в целом? Особенно интересно узнать, есть ли минусы?
Р.: Говоря о плюсах, я даже не знаю с чего начать — с развитием аккаунта преобразилась вся моя жизнь. Блогинг дал мне не только свободу в плане перемещений и финансов, но и возможность встретить близких друзей. Благодаря Instagram* я познакомилась чуть ли не со всем своим окружением. К тому же всегда приятно получать подарки от именитых брендов, сотрудничать с ними. Большое преимущество и в том, что я ни от кого не завишу, продумываю идеи для контента самостоятельно, отказываюсь от предложений, которые не нравятся.
Для тех, кто боится осуждения со стороны окружающих, минусом будет критика зрителей. Если человек все близко воспринимает к сердцу, то нелестные комментарии могут влиять на самооценку и эмоциональное состояние. Но лично я не обращаю на такое внимание.
А.: Ты начинала вести блог, будучи очень юной. Насколько часто ты сталкивалась с хейтом со стороны сверстников?
Р.: Когда училась в школе, то старшеклассники часто смеялись надо мной. Тем не менее я настолько сильно хотела заниматься блогингом, что я не обращала внимание на их насмешки. Я знаю, что многие, не выдержав издевательств со стороны сверстников, прекращали снимать видео. На YouTube мне часто писали негативные комментарии — хотя мое творчество было детским и наивным, не думаю, что оно все же достойно подобных «замечаний».
А.: Нет ли у пользователей перенасыщения от такого чересчур легкого контента, который, как иногда кажется, делают очень многие? Я имею в виду (чаще всего одинаковые) фотографии из кофейни, снимки еды и других мелочей, которые, признаться, не всегда могут быть интересны широкой массе.
Р.: Часто кажется, что чем сложнее и насыщеннее, тем лучше. Но я поняла, что это абсолютно не так — когда я снимаю видео дома, показываю, чем завтракаю и как встречаюсь с подругой, то контент всегда набирает хорошие просмотры. Когда я еду в путешествие, показываю различные места, рассказывая о них какие-то факты, зрители, наоборот, не очень активны. А в плане простого контента все зависит от конкретного блогера. Все равно у каждого человека есть свое видение даже самой обыденной вещи, поэтому интерпретация фотографии из кофейни у одного инфлюенсера будет цеплять, а у другого — нет.
А.: Когда тебе нужно выложить не рекламный пост, а просто личные фотографии для наполнения блога, продумываешь ли ты съемку заранее? Или это происходит интуитивно в параллели с повседневными делами?
Р.: Все происходит интуитивно, по инерции. У меня нет выверенного контент-плана, расписанного на месяц вперед, поэтому бывает по-разному — могу попросить подругу сфотографировать меня во время прогулки или же специально выехать на локацию, если образ необычный, не для повседневной жизни. Вообще, важно соблюдать баланс между рекламным контентом и нерекламным. Понятно, что даже коммерческая съемка может быть красивой, но мне важно наполнять профиль публикациями, задумка которых принадлежит исключительно мне. Мне нравится не зависеть ни от кого, оставляя место креативу.
А.: В контексте блогинга часто употребляется слово «контент». Но имеет ли фотография какое-то отношение к творчеству в этой сфере?
Р.: Я сама недавно задумывалась о том, являюсь ли творческим человеком. И, мне кажется, что да, потому что я создаю нечто буквально из ничего. При этом я не считаю себя талантливой — мне удалось развить в себе определенные навыки и компетенции, необходимые для профессии. У меня не было врожденных умений, поэтому все нарабатывалось со временем вместе с опытом.
А.: Может ли мобильная фотография заменить художественную?
Р.: На телефон можно сфотографировать не менее талантливо чем на профессиональную камеру, если есть авторская концепция и художественная задумка — играет роль не столько техника, сколько сам человек, который снимает. Если говорить о тенденции в Instagram*, то съемки на телефон и фотоаппарат актуальны в равной мере. Поэтому не думаю, что имеет смысл ставить вопрос таким образом, потому что оба направления востребованы одинаково сильно.
А.: Как думаешь, можно ли научиться замечать эстетику, иметь вкус относительно прекрасного или это навык, который закладывается родителями еще в детстве?
Р.: Я считаю, что этому абсолютно точно можно научиться. Мое окружение тому пример — мы все росли и жили в обычных условиях, но смогли добиться успеха в индустрии, связанной с красотой и эстетикой. В плане видения прекрасного в нашей семье все произошло, скорее, наоборот, и я передала этот навык своей маме.
А.: В основном твои публикации — это не селфи, а скорее фотографии, технически сделанные другим человеком. Ты продумываешь такие детали, как ракурс и угол кадра самостоятельно или полностью доверяешь дело фотографу?
Р.: Я доверяю фотографу, потому что все мое окружение — это в основном девушки-блогеры, у которых, так скажем, поставлена рука. То есть они знают, под каким ракурсом и как меня лучше снять. Со временем техникам фотографирования обучилась мама, а затем мой молодой человек, который сейчас делает мне лучшие кадры (хотя раньше у него получалось не очень).
А.: Ты ведешь блог уже более 6 лет. Что вдохновляет тебя на творчество спустя годы?
Р.: Меня мотивируют только мои цели. Не могу представить другого человека, кроме меня самой, который мог бы вдохновлять меня на протяжении стольких лет. Только когда я нахожусь наедине с собой, у меня рождаются новые идеи и появляется энергия на создание новых проектов.
А.: Недавно ты основала собственный бренд нижнего белья. Визуал сайта, как и дизайн самих изделий, очень красив. Как тебе удается совмещать два этих направления? Или они ближе чем может показаться на первый взгляд?
Р.: В какой-то момент я поняла, что блогинг — не пик моих возможностей и не предел моего развития как личности. Поймала себя на мысли, что в плане развития социальных сетей мне остается просто создавать контент и набирать аудиторию, но в этом деле для меня нет никакого челленджа. Хотелось придумать нечто осязаемое и более глубокое, продукт, который станет долгосрочной инвестицией именно для меня самой. С развитием собственного бренда появились трудности и вопросы, с которыми я никогда ранее не сталкивалась, но я с удовольствием познаю новое. Несмотря на то, что herbody (бренд Риты — прим. ред.) существует всего лишь полтора месяца, уже удалось испытать эмоции, о которых раньше я и не подозревала.
Совмещать блогинг и ведение бренда нелегко, хотя оба направления про красоту и эстетику. Остается очень мало времени на личные дела, последние полтора года жизнь стала очень насыщенной. Когда я заканчивала колледж, очень переживала, думая, какими делами буду заниматься в течение дня. Но по окончании учебы активности стало даже больше, чем было до этого. И мне это нравится.
А.: Получается, что бренд herbody логическим продолжением твоего блога?
Р.: Да, я вижу в нем свое дальнейшее развитие. Мне хотелось бы вести социальные сети не так активно, как сейчас, больше уйти в бизнес, сфокусироваться на бренде, возможно, даже мировом в будущем.
На вопросы отвечала: Рита Перская
photo credit: Рита Перская
* - Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
© GREY CHIC MAGAZINE